Мухоморный кодекс

На всех этапах, от сбора до принятия, общение с духом мухомора представляет собой определенный ритуал, в котором священный статус мухомора определяется системой запретов и предписаний, которые легли в такое понятие, как «мухоморный кодекс». С соблюдения всех норм и начинается, собственно, погружение в непознанное.



Если лето выдалось влажным, то мухоморы появляются в лесу уже в конце июля и держатся, в некоторых случаях, до конца ноября, но собирают их, преимущественно в августе и сентябре.
"Самый сильный мухомор – это август-сентябрь, – считают ительмены. Если сильный мухомор, увидишь много, очень много. Разное-разное"

Некоторые шаманы, прежде чем отправиться за мухоморами в лес, ждут особых снов, которые подсказывают им индивидуальное место и время сбора.

Правила общения с мухомором гласят, что человек должен быть чист душой и иметь доброе расположение духа. Иногда перед сбором совершают ритуальное омовение. Считается, что человек с плохими мыслями не должен собирать и употреблять мухоморы, так как этим он может причинить вред не только себе, но и другим. Если такой человек все же отваживается есть грибы, то это плохо кончается.

Некоторые народы вообще ограничивали мужчин в деле сбора и сушки мухоморов, доверяя это задание только молодым девушкам, обладающим кротким нравом.

Найдя мухомор, шаман общается с грибом, как с живым существом, говорит зачем он ему нужен, долго медитирует на его "пятнистую голову". Нашедший мухомор должен наглядно продемонстрировать свое доброе намерение, испытать от встречи истинную радость и исполнить в честь гриба песню или танец.

При обнаружении мухомора, согласно "кодексу" нужно посмотреть: есть ли у него семья. Всех собирают в одну связку и никогда не смешивают с мухоморами, найденными в другом месте. Чукотские старожилы из п. Маркове говорят, что при невыполнении этого условия "разные" мухоморы начнут бороться друг с другом, и в этом случае человек, их употребивший, ничего не сможет увидеть.

Пегтымельские чукчи утверждают, что мухомор должен быть не сорван и не срезан, а аккуратно выкопан вместе с корнем деревянной палочкой. Это напоминает действия при сборе другого галлюциногена – корня мандрагоры (Atropa mandragora). Считалось опасным брать мандрагору руками, потому что она испускает свет и убивает каждого, кто к ней "прикасается".

Жители камчатского поселка Оссора соглашаются, что мухоморы нельзя срезать ножом, но говорят, что и грибницу разрушать тоже нельзя. Их нужно очень осторожно вывертывать из земли по ходу солнца.

Помимо этого, коряки считают, что нельзя рвать слишком маленькие мухоморы и нельзя переворачивать их "вниз головой". Современные собиратели из Охотска полагают, что мухоморы с наибольшим психотропным эффектом растут вдоль линии электропередачи и отличаются меньшими размерами шляпок. По некоторым сведениям, чукчи так же полагают, что маленькие грибы с большим количеством белых точек дают более выраженный транс. После срывания мухомора, в оставшуюся ямку некоторые шаманы кладут монетку – дар хозяину леса: "За все платить надо".

Сразу же по возвращении из леса мухоморы, пока не обмякли, нужно почистить от прилипшей земли, листьев и мха, но не мыть.

Мухоморы нельзя резать ножом, прокалывать иглой, нанизывать на нитку, переворачивать шляпкой вниз. Коряки считают, что если нанести мухомору повреждение, то же произойдет и с человеком, который будет есть такой гриб: от пореза начнутся режущие боли в животе, от прокола – колики. На Чукотке такое ограничение при сушке мухоморов, видимо, соблюдается не всегда, так как имеется сообщение о нанизывании мухоморов по три штуки.

В. Г. Богораз пишет о том, что чукчи, употребляя мухомор, отламывают его по кусочкам, пережевывают и проглатывают. Коряки же и при еде глотают грибы целиком. Чукчи считают, что мухоморы можно сушить только на воздухе, на утреннем солнце, периодически переворачивая. Под низ поддона подкладывается бумага или чистая тряпочка, которая впитывает выделяющуюся влагу. Сушка считается законченной, когда грибы становятся легкими, слегка гнущимися, но не ломкими, и характерно гремят при соприкосновении друг с другом.

Сейчас их обычно хранят в стеклянных банках с герметично закрывающейся крышкой, которая предохраняет от попадания влаги. Если мухоморы все же отсыревают, их вновь подсушивают до требуемого состояния и хранят до употребления. Поедание сырых мухоморов в шаманской культуре редкость, и, возможно, связано с профанацией изначальной традиции.

Шаманы едят мухомор во время больших ритуалов, для помощи в сложных случаях течения болезни, открытия ясновидения, поиска пропавших людей и животных и т. д. Простые люди, как правило, употребляют их только во время всенародных праздников, но опасаются есть мухоморы зимой.

При соблюдении установок "мухоморного кодекса", человек морально подготавливает себя к предстоящему путешествию. Происходит своего рода настройка, необходимая для достижения глубокого состояния при малой степени интоксикации. Таким образом создается благоприятный фон, на который впоследствии накладываются мифологические представления, свойственные той или иной группе.

С осени и до конца зимы, в период самого темного и тяжелого времени на Крайнем Севере, начинались праздники, сопровождающиеся принятием галлюциногенных грибов. Перед праздником устраивался пост, равно как и перед использованием мухомора в другие дни. Обычно, воздерживались от пищи в течение всего дня. В некоторых группах устанавливались дополнительные ограничения: не есть мухомор "когда солнышко закатывается" или "зимой не положено".

Количество мухоморов, предназначенных для еды, определялось в каждом случае индивидуально и зависело как от наклонностей самого человека, так и от самого способа употребления. Помимо этого, немаловажную роль играли обстоятельства приема грибов и время, так что иногда хватало одного мухомора, а иногда приходилось есть много. Чукчи, коряки и ительмены говорят о нечетном количестве: 3, 5, 7, 9 и т. д., "чтобы один был без пары", то есть, чтобы оставшийся дух-мухомор составил пару с самим экспериментатором. Хантыйские шаманы-мухомороеды - пантал-ку полагают, что грибов должно быть столько, чтобы они делились на семь без остатка.

С. К. Патканов собравший данные о быте остяков (хантов), сообщает следующее: "Изредка, при отсутствии водки, певец для большего воодушевления съедает перед началом пения несколько мухоморов – 7, 14, 21, то есть число, кратное семи: от них он просто приходит в исступление и походит на бесноватого. Тогда всю ночь напролет диким голосом распевает он былины, даже и давно, казалось, забытые, а утром в изнеможении падает на лавку. Мало тронутые его беспомощным состоянием слушатели бывают довольны, что услышали песни своих отцов, пропетые с таким чувством"

Для возникновения галлюцинаций требуется очень высокая доза, но и тогда не всегда удается обрести видение духов. Вообще, возникновение того или иного эффекта обуславливается характером самого человека, как уже неоднократно отмечалось. У нервного, вспыльчивого человека весьма вероятна агрессивность, у спокойного – возникает эйфория от созерцания предметов вокруг.

Перед употреблением, как и при сборе, и при сушке, к мухомору обращаются с просьбой о помощи в чем-либо, рассказывают о своей болезни или немощи близких. При этом гриб предлагают изображениям духов, особенно злым силам: "Для ослабевания сил духов под каждый амулет подкладывается кусочек высохшего мухомора". Женщинам не рекомендовали, а в некоторых общинах даже запрещали есть мухоморы. У коряков женщины пережевывали и держали грибы во рту довольно продолжительное время без глотания. Надо отметить, что при этом выделяется много слюны, а гриб становится похожим на желе. Сглатывание слюны оказывает психотропный эффект. После разжевывания, женщины должны были отдать грибы мужчинам, которым запрещалось, в свою очередь, их жевать. В более лояльной версии, женщины были ограничены в употреблении мухоморов при людях, то есть в компании.

У чуванцев Чукотки мужчина специально выбирал девочку-подростка, которая должна была присутствовать, когда кто-либо из мужчин употреблял грибы. То же мы видим и у коряков, которые выбирают ребенка женского пола для пережевывания мухоморов. Табу на поедание мухоморов на женщин-шаманок не распространялось. В более поздний период, по-видимому, такие запреты были ослаблены и для всех остальных лиц женского пола.

Всего насчитывают 15 способов употребления мухомора: от сырого до питья "мухоморной" мочи. Тот или иной вид зависит от традиций народа, поставленных экспериментатором задач, особых условий.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить