Чукотские и Корякские легенды о мухоморе

Коряки считают, что творец Вселенной - Куйкынняку (Великий Ворон), создал мухомор последним на земле, чтобы людям было веселее. Кроме того, на мухомора была возложена еще одна функция - охранять мир от злых сил.



У чукчей и коряков есть слово «найнынен», которое обозначает и Вселенную, и погоду. Ворон соотносится с творцом Вселенной. Он управляет своим творением с помощью мухоморов, а последующие шаманы (Куйкынняку, как известно, считается Первым шаманом) используют мухоморный экстаз, чтобы приобщиться к изначальным творческим силам.

В представлениях народов Чукотки, шаманы и колдуньи, наевшись мухоморов, могли превращаться в различных зверей и птиц. Наиболее часто фигурирует именно образ Ворона.

В поселке Маркове местный охотник рассказывал историю об одной колдунье, которая под воздействием мухоморов могла превращаться в ворона. Как-то раз он разделывал волка, а на верху сидел ворон и, покаркивая, наблюдал за его действиями. Пригляделся охотник к ворону и видит, что у него глаза в точности, как у одной женщины, о которой ходит худая слава. Тут нож сорвался и сильно поранил руку. Ввиду незначительности происшествия охотник никому не рассказал о вороне и через несколько дней уже и забыл о нем, пока не встретил на дороге ту женщину. Она подошла к нему, подняла его руку и спрашивает: "Как, рана то, болит?" А потом добавила, уходя: "Острый нож был". В доказательство своих слов рассказчик продемонстрировал небольшой шрам на левой руке и подытожил, что эта женщина видно мухоморов наелась, вот и летала.

Коряки рассказывают о том, как творец Куйкынняку (Великий Ворон) прекратил дождь, использовав пристрастие к мухоморам дочери Человека-молнии – одноглазой хозяйки погоды. По местным поверьям, когда хозяйка погоды пьянеет от мухоморов, ее волочит за ноги Человек-молния, тоже одноглазый. Голова хозяйки погоды стучится о небесный свод, от чего раздается гром, а изливающаяся из нее моча падает на землю дождем.

По еще одной версии, буря случается тогда, когда хозяйка погоды, живущая за морем, расчесывает свои волосы. Коряки говорят, что когда хозяйка погоды заканчивает причесываться, прекращается дождь. Следовательно, шаман для усмирения шторма или бури ищет хозяйку погоды (по некоторым сведениям она же является и повелительницей моря) и уговаривает ее отложить гребень.

Великий Ворон Куйкынняку, из корякской легенды, записанной С. Н. Стебницким в селе Кичша, поступает, однако, иначе. Он приказывает своим сыновьям сделать большую ладью и размещает в ней оленей и других зверей, а сам берет мухоморов. Из мышей Куйкынняку делает упряжку, впрягает в ладью и мчится по земле и по морю к острову, на котором живет хозяйка погоды. Долго плывет Куйкынняку и достигает острова с поселком на берегу. Зайдя в поселок, он видит женщину, расчесывающую волосы, и догадывается, что из-за этого и идет дождь. Он решает переночевать в ее доме. "Стал он ее мухоморами угощать. Поела и опьянела вскоре. Тогда Куйкынняку начал ей волосы срезать. Все волосы срезал. Потом все одежды с нее снял. Голой оставил. Собрал ее одежды, закопал в землю и сказал: – Погоди же, совсем тебя измучаю! А женщина замерзла, дрожит. Совсем опьянела. Хочет причесаться. Только рукой дергает, к голове тянется. А Куйкынняку ей еще брови и ресницы срезал".

Затем Куйкынняку посылает мышку посмотреть, не прояснилась ли погода, а когда узнает, что дождь кончился, уезжает домой, бросив женщину на холоде, как была, без одежды.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить