Мухомор на праздниках

Торговля мухоморами на ярмарках северных народов велась тайно, чтобы между гостями не начался спор за обладание галлюциногенными грибами. Некоторые даже не рисковали возвращаться домой с драгоценной покупкой и предавались опьянению "в атмосфере, наполненной острым запахом выделений, среди диких криков соседей, объятых буйным экстазом от могущественного снадобья".



Мухомор на праздниках был не только средством опьянения, но и некоторым участником. Засушенный гриб рассматривался как вместилище духа и занимал соответствующее рангу положение среди других изображений. У коряков мухомор присутствовал в обязательном порядке на древнем празднике благодарения природы Хололо (Ололо).

"Поедание мухоморов было важным ритуальным актом во время осеннего промыслового праздника (хололо), – пишет Е. М. Мелитинский, разбирая значение Ворона в мифологическом пантеоне палеоазиатов, – оно так же предшествовало сочинению обязательной для каждого личной песни...". На чукотских и корякских праздниках, мухоморы предлагались вместе с другими дарами (нерпичьим мясом, толкушей из ягод и т. д.) всем домашним духам - охранителям. Все это раскладывалось на лахтачьей шкуре. Потом возжигались свечи или лампы, огонь которых должен был показать путь домой для охотников в будущем.

Еще до принятия мухоморов проводились различные соревнования, веселые игры и обряды. По словам А. Уркачан, ведущий, обращаясь к собравшимся и всей природе, оповещал: "Праздник начинается. Сегодня можно шутить, мазать друг друга толкушей". Веселье, подчас, имело сексуальную окраску. Художник и режиссер Р. Г. Бабич рассказывал об одном из камчатских развлечений так: "Несколько молодых парней сделали низкий стул, а для ножек использовали три кости из моржовых членов. Потом приглашали девушку-девственницу их возраста, мол чаю попьем, и усаживали ее на этот стул. Потом долго смеялись: на трех членах сразу сидит".

В тех корякских семьях, где родились близнецы, справлялся особый ритуал под названием "Волчий капюшон" или "Волчья пара". А. Уркачан сообщает, что к обряду специально плетут шапку из священной травы лаутэн, куда вплетаются красные мухоморы, и делают посох, так же украшенный грибами и травой. Хозяйка дома, взяв в руки посох и одев шапку, начинает танцевать перед собравшимися под ритм бубна. Резким движением она срывает с себя шапку и бросает ее в сторону гостей. Считается, что в кого попадет "мухоморная" шапка, будет счастлив и удачлив.

Когда ожидание и общее возбуждение во время праздников и игрищ доходидо до предела, ведущий шаман исполнял песню в честь духов-мухоморов, после которой следовало принятие грибов. Постепенно возбудимость всех принявших мухомор повышается настолько, что кто-то начинает петь только что сочиненные песни, кто-то пускается в пляс под крики и смех собравшихся.

Пение и музыка являются направляющими элементами при приеме мухоморов. При этом на качество видений влияют и окружающая обстановка, и действия самого организатора торжества. М. Добкин де Риос пишет: "Шаман-проводник создает так, как это может сделать только театральный режиссер, музыкальный орнамент, внутренняя структура которого посредством указателей и шлагбаумов помогает участнику выбрать направление его видений на фоне действительных ощущений. В отсутствии такой режиссуры участник был бы дезориентирован изменениями, которые происходят в структуре его собственного "Я", тревогой, страхом и телесным дискомфортом, вызванными действием галлюциногена"

Современные экспериментаторы с галлюциногенами сообщают, что музыка помогает войти в "нужное" состояние. Как известно, звук некоторых музыкальных инструментов, таких как хомус, поющий лук, бубен, моринхур, топшуур, чатхан и др. может спровоцировать возникновение ИСС и без использования дополнительных средств. "Когда я играю на игиле (струнный смычковый инструмент) и пою горловые песни, то погружаюсь внутрь самого себя, не замечаю, что происходит вокруг", – делится своими переживаниями тувинский шаман Н. М. Ооржак. Исследователь религии народов угорской языковой группы К. Ф. Карьялайнен приходит к выводу, что музыка является важной частью грибного ритуала васюганов. При приеме галлюциногенов она существенно усиливает состояние опьянения, влияет на возникновение видений и их характер.

В атомсфере, царящей во время проведения празников, сопровождающихся пением, плясками, а также обрядами шаманов - мухомор проявляет свои самые лучшие свойства. Именно поэтому европеец, поедая мухоморы, бывает разочарован. У него нет культуры потребления этих грибов и, вследствии этого, нет шаманских переживаний, которые имеют место быть у северных народов. Конечно, играют роль и объективные психотропные качества мухомора, но они являются лишь фоновыми.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить